ДЗЫВГЪИСЫ ДЗУАР – перевод
- ДЗЫВГЪИСЫ ДЗУАР – перевод
-
Одно из самых известных святилищ, посвященных Уастырджи, святилище Дзывгиса (см. Дзывгъисы дзуар) находится в Куртатинском ущелье, близ селения Дзывгис. Очевидно, раньше это было святилище одного села, но позднее стало общеущельским святилищем.
Ученые относят его появление к 17 веку. В знак особого почтения, проходя мимо святилища, пешеходы снимали шапки, всадники спешивались с коней. Каждый считал своим долгом положить в святилище Мысайнаг (денежное пожертвование): несколько серебряных или медных монет достоинством 10-15 копеек.
И сегодня проезжающие мимо святилища останавливаются, кладут мысайнаг и вверяют себя и свои семьи Уастырджи.
На праздник Дзывгиса, который приходится на первое воскресенье после Джеоргуыба, съезжаются люди из всех сел Осетии. Выходцы из Куртатинского ущелья вообще считают своей святой обязанностью присутствовать в этот день на празднике и препоручить себя и своих близких попечительству Уастырджи.
Праздник длится неделю. Раньше кувд проводило определенное село, в порядке очередности. Выбирали две семьи – фысымта, ответственных за праздник, которые выделяли из своего хозяйства несколько баранов, быка, муку, ячмень на пиво. Поскольку подготовка к кувду – дело хлопотливое, им помогали еще несколько человек. Мужчины заготавливали дрова, варили пиво, мясо, женщины пекли пироги. Все эти подготовительные работы велись в ближайших к святилищу домах.
Общественный кувд начинался с ритуальной молитвы жреца, по окончании которой все садились за пиршественные столы. Молодежь танцевала, пела. Несколько человек отвечали за порядок, что было непросто, ибо одних танцующих бывало по 300 - 400 человек. Юноши с разрешения старших устраивали скачки. Победителей поздравляли седобородые старики, жрецы посылали им почетные бокалы.
К вечеру все участники расходились, жители дальних сел оставались у родственников, которые накрывали для них столы, и пиршество с песнями, с танцами вновь возобновлялось.
Через неделю устраивались проводы праздника.
Праздник Уастырджи Дзывгиса не забыт и в наши дни. Отмечается он общественными кувдами с ритуальными молитвами, после которых все садятся за пиршественные столы. Молодежь поет, танцует, веселится.
Словарь по этнографии и мифологии осетин.
2014.
Полезное
Смотреть что такое "ДЗЫВГЪИСЫ ДЗУАР – перевод" в других словарях:
Дзывгъисы дзуар – перевод — см. Дзывгъисы дзуар Дзывгъисы дзуар (букв. «Дзивгисский святой») – одно из самых почитаемых святилищ в Куртатинском ущелье, посвященное Уастырджи. Возможно, что некогда Дзывгъисы дзуар был святым селением Дзивгис, близ которого расположено… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Дзывгъисы дзуар — см. Дзывгъисы дзуар – перевод Дзывгъисы дзуар – Уастырджийы номыл æппæты кадджындæр кувæндæттæй иу Куырттаты комы. Чи зоны, хъуамæ Дзывгъисы дзуар кæддæр уыдис Дзывгъисы хъæубæсты бардуаг. Хъæуы цæрджытæ Дзывгъисы аргъуаны цы кувæндон ис, уый… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
ДЗЫВГЪИСЫ ДЗУАР — см. ДЗЫВГЪИСЫ ДЗУАР – перевод Ирыстоны зындгонддæр кувæндæттæй иу у Дзывгъисы дзуары кувæндон. Кувæндон ис Куырттаты комы, Дзывгъисы хъæуы цур. Æвæццæгæн, раздæр уыд иу хъæуы кувæндон, фæлæ куыдфæстæмæ сси æнæхъæн комы кувæндон. Иæ бæрæгбон вæййы … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Джеоргуыбайы куывд Дзывгъисы дзуары бын – перевод — см. Джеоргуыбайы куывд Дзывгъисы дзуары бын Молитва в дни праздника Джеогуыба в святилище Дзывгис – Хуыцау, Тебе молимся, Хуыцау! – Оммен, Хуыцау! – Если мы один раз вспомним Твое имя, Сто раз помоги нам. – Оммен, Хуыцау! – С … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Джеоргуыбайы куывд Дзывгъисы дзуары бын — см. Джеоргуыбайы куывд Дзывгъисы дзуары бын – перевод – Хуыцау! Табу Дæхицæн, Хуыцау! – Оммен, Хуыцау! – Иу бон Дæ ном куы ссарæм, уæд нын сæдæ боны æххуыс ахъазгæнæг фæу! – Оммен, Хуыцау! – Абон фæдзæхсыны кадджын бон у, Æ … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Дзуары лæг – перевод — см. Дзуары лæг Жрец – исполнитель ритуалов и носитель определенных сакральных знаний, связанных с отправлением того или иного культа, человек высокой нравственности и доброты. Главная функция жреца – организация культа, важнейшим актом которого… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
ДЖЕОРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН – перевод — см. ДЖЕОРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН, ДЖЕОРГУЫБА Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных,… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Уастырджи — см. Уастырджи – перевод Уастырджи (ир.) – Уаскерги (диг.) – æппæты кадджындæр æмæ адæмæн уарзондæр дзуар ирон мифологийы, нæлгоймæгтæ, бæлццæттæ æмæ хæстонтыл аудæг бардуаг. Нарты эпосы йæ хонынц уæларвцæрæг, æвдыст цæуы тызмæг хæстоны хуызы урс… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
ДЖЕОРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН — см. тж. Джеоргуыба, ДЖЕОРГУЫБА см. ДЖЕОРГУЫБАЙЫ БÆРÆГБОН – перевод Ирон адæм стыр кад, стыр аргъ кæнынц сæ зæдтæн, сæ дзуæрттæн. Фæлæ уыцы дзуæртты хсæн дæр уæлдай кадджындæр бынат ахсы … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Дзуары лæг — см. Дзуары лæг – перевод Дзуары лæг – дзуары фæтк æмæ æгъдау æххæстгæнæг æмæ, дзуæрттæ æмæ дауджытимæ баст чи у, ахæм бæрæг магион (сакралон) зонындзинæдтæ хæссæг, хæрзæгъдау, хæдæфсарм æмæ зæрдæхæлар адæймаг. Дзуары лæгæн сæйраг функци у дзуары… … Словарь по этнографии и мифологии осетин